Прохожий (zh_an) wrote,
Прохожий
zh_an

Category:

 The King is dead?

На русском вышла новая книжка Стивена Кинга: «На подъеме». Я поддался порыву, приобрел ее и даже прочёл.
Тут нужно пояснить. Когда первые книги Кинга только появились у нас, я заполнил ими целую полку, в два ряда и без щелей между томами.
Но потом мои восторги поумерились. Критики назвали Кинга живым классиком и энциклопедистом современной жизни. В России такого удостоился только Пушкин с его «Евгением Онегиным». Вдохновлённый признанием Кинг принялся раскручивать маховик творчества и вкачивать в свои произведения все больше мелочей быта, которые ассоциируются у него с названиями магазинов, марками товаров и перечнями телепередач. Я думаю, что наш Бекмамбетов просто обязан снять фильм по любому из поздних романов Кинга: у него получится. Сам же король ужасов признался, что после череды крупных форм почти разучился писать рассказы - объём маловат, развернуться фантазии негде. Возможно, мастер лукавит: плодовитый автор, выдающий произведения на-гора, просто не может себе позволить тратить сюжетную идею на произведение в несколько страниц. Этак не напасёшься!

Но вернемся к опусу «На подъеме». Всю изложенную в нем историю можно изложить одной фразой.

Главный герой по неизвестной причине начал сбрасывать вес, благодаря этому помог социализироваться в городе чете лесбиянок и в самом конце улетел на небо.

Все. То есть, действительно все. Никаких разгадок происходящему дано не будет. По хорошему, задела здесь - на короткий рассказ (философскую притчу или мистический сюр), но Кинг по привычке навалял повесть. Правда, чахлую: чтобы издать ее отдельной книжкой, томик пришлось выполнить ин-октаво, с крупным шрифтом и просторными полями. Цена? Цена кинговская, королевская.

Повествование насквозь вторично. Любой разглядит здесь попытку снова разгрызть уже обглоданную кость - сюжет добротного и динамичного «Худеющего». Кроме того, Кинг явно знаком с рассказом Уэллса «Правда о Пайкрафте». Ну, и финал ненавязчиво напоминает «Куколку» Брэдбери.

Какие штампованные персонажи имеются в повести?
Разумеется, герой, столкнувшийся с чем-то непонятным и пугающим.
Как всегда, верный друг, для которого данное слово перевешивает все прочие обязательства и здравый смысл.
Непременная сволочь, внутри которой засох эмбрион добра и дружелюбия, ближе к концу оживающий и проклевывающийся сентиментальным ростком.
Ну, и антагонист. С ним в этот раз хуже. Их двое, оба никакие. Один, кафешный скандалист, сразу слился, толком и не раскрывшись. Другой - весь город Касл-Рок, монстр-легион, но и он на поверку оказался обычной сволочью с эмбрионом.

О чем книга? Много о чем: о малом бизнесе и недовольстве политикой президента Трампа, о консерватизме малых городов и проблемах сексуальных меньшинств. Единственное: она не о чудесах, мистических или фантастических. Вся ее сказочная составляющая бессмысленная и излишняя.
Если кто возразит, что фантастика здесь лишь инструмент, позволяющий вскрыть социальные язвы общества, напомню о существовании блестящих «Долорес Клейборн» и «Способного ученика», едва ли не лучших у Кинга - и насквозь реалистичных.

Пофантазирую и я. Наверное, для каждого писателя существует предел, за которым он бронзовеет и начинает вещать. Некоторые успевают его преодолеть на горе читателям, иные - нет. Жизнь Кинга однажды чуть было безвременно не оборвалась, но король выжил телом и продолжил лепить золотые кирпичи. А если задуматься - не шутка ли это одной из муз, затеявшей нам показать, от чего пуля спасла Пушкина, автора энциклопедии русской жизни?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments